Недвижимость в Испании
(+34) 660161944
Заказать звонок
Побережье
Город
Обьекты
Тип предложения
Цена
Код объекта

Музей Сальвадора Дали

   

Еще сто лет назад Фигерас был неприметным городком, ничем не отличавшимся от других небольших испанских населенных пунктов.… Фигерас мог оставаться таким же до сих пор, не родись в нем Сальвадор Дали, человек, получивший впоследствии всемирную известность и «титул» гения сюрреализма. Произошло это знаменательное событие 11 мая 1904 года.

Успехи Дали в изобразительном искусстве проявились рано: в 1919 году, когда Сальвадору исполнилось 15 лет, состоялась его первая художественная выставка. Случайно или нет, но местом проведения выставки был выбран… городской театр. Возможно, именно это положило начало стремлению Сальвадора Дали соединить свое творчество с театром. Стремлению, которое позже нашло гениальное воплощение в реальности: музей художника в Фигерасе более всего напоминает театр сюрреализма. Но, обо всем по порядку…

Реальность и фантазии Сальвадора

Когда Сальвадору исполнилось 10 лет, его отец, муниципальный нотариус, отдал мальчика учиться в Академию ордена маристов. Здесь будущий гений проучился до 1918 года, параллельно занимаясь в городской художественной школе. Первое знакомство Дали с модернистским искусством состоялось в 1916 году, в Кадакесе, где юный художник проводил каникулы.

В 1921 году, спустя 2 года после проведения своей первой выставки, Сальвадор с благословения отца уезжает за знаниями в Мадрид, где становится слушателем Академии художеств Сан-Фернандо. Здесь судьба сводит его с Федерико Гарсиа Лорка, видным деятелем культуры. Этому интереснейшему человеку суждено было стать лучшим другом будущего гения. А для Дали начинается время экспериментов в стилях  дадаизма  и кубизма.

Еще одно значимое для Сальвадора знакомство состоялось в 1926 году: художник встретил Пикассо, который в значительной мере повлиял на изобразительный стиль Дали. Эта встреча совпала по времени с отчислением Дали из Академии (причиной стало дерзкое поведение по отношению к преподавателям). В это же время из-под руки художника выходят несколько новых работ. 1929 год можно считать началом сюрреалистического этапа жизни Дали, да и вообще одним из самых переломных моментов судьбе: в жизни художника происходят сразу 2 грандиозных события — он открывает для себя мир сюрреализма (и участвует в создании картины (Андалузский пес) и знакомится со своей музой и любимой, Еленой Ивановной Дьяконовой (позже мир узнает ее под именем Гала)

Весьма религиозные родственники Дали негативно восприняли его связь с замужней Гала, которая была старше своего возлюбленного. Разногласия с семьей вынуждают Сальвадора уехать из Фигераса. Тогда ему казалось, что навсегда. Влюбленные поселились в поселке Порт-Льигат, где купили ветхую рыбацкую хижину. Дали писал картины, а Гала отвозила их на рынок в Кадакес. Талант гения оказался не только ярким, а еще и очень удачливым: картины Дали пользовались спросом и выставлялись на экспозициях; популярность художника быстро росла.

Бунтарство было в крови Дали: все, что он делал, бросало вызов общепринятым общественным взглядам и устоям. Так, его брак с любимой Гала был гражданским до 1958 года. А в 1936 году художник бурно попрощался с обществом сюрреалистов, которые приняли слишком левую, по его мнению, позицию после того, как к власти пришел Франко.

С 1940 года начинается американский период жизни Дали. В США он много занимается дизайном, участвует в подготовке театральных постановок и даже начинает писать. В 1944 году в свет вышла его автобиография Тайная жизнь Сальвадора Дали,написанная им самим , как и все произведения гения, книга спорна, ошеломляюща, скандальна и... коммерчески успешна.

Возвращение в Фигерас. Рождение музея

В 1960 году в ответ на просьбу мэра г. Фигерас подарить муниципальному музею картину, Дали решает сделать родине более ценный подарок и создать целый музей. Уже 8 августа 1961 года Дали объявив о том, что будущий музей расположится в здании разрушенного городского театра, постройки 40-х годов XIX века, сгоревшего почти дотла в 1939 году.

Руины театра, которые муниципия передала Дали для обустройства музея, представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. С момента начала строительных работ до их окончания прошло 14 лет. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего «лабиринта сюрреализма» до мельчайших деталей. Это был самый крупный и самый затратный проект художника: на создание которого  ушли почти все личные сбережения Дали,  а так же правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей.

 Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции.

Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.

Когда Дали задумывал свой музей, он планировал создать сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим и немного оторванным от реальности.

Каждому, кто входит внутрь музея в Фигерасе, предстоит совершить увлекательное путешествие по лабиринтам фантазий Сальвадора Дали.

  Вторая мистическая часть здания — прозрачный сферический купол, названный геодезическим.

Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения.

Купол музея
«Купол музея»

 Одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.

На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.

Портрет Авраама Линкольна
«Обнаженная Гала, смотрящая на море»

 

Третья архитектурная мистификация — гигантские «Шалтаи-Болтаи», сидащие на стенах, а точнее, украшающие крышу здания. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями из… хлебных булочек — самого любимого фетиша мастера.

 

Театр-музей в Фигерасе
гигантские «Шалтаи-Болтаи»

 

На ступеньках у входа гостей встречает, раскинув руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой.

Ньютон
«Ньютон»
 
 

На территории музейного комплекса существуют  3 основных объекта: собственно музей, занимающий территорию бывшего театра, башня Галы — «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями,созданными по экскизам Дали.

В музейной части собраны работы, отражающие весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.

 

«Исчезающие образы»
«Исчезающие образы»

 

Девушка, читающая письмо (почти точная копия вермееровского сюжета), плавно превращается в глаз, нос и бороду, становясь частью портрета Веласкеса.

 

Комната-иллюзия «Лицо Мэй Уэст»
Комната-иллюзия «Лицо Мэй Уэст»

Помимо работ Дали, в экспозиции музея есть картины и других представителей мира искусства, которых художник считал своими учителями. Например, в зале шедевров можно увидеть полотна Эль Греко, Эвариста Вальеса, Антонио Питчота, Жерара Ду, Марселя Душама и других.

В партере музея — сад под открытым небом. Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора, названная самим автором величайшим сюрреалистическим памятником в мире.

Необыкновенное сочетание символов: «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин. На вершине — лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин. Центральный элемент композиции — черный дождливый кадиллак. Если опустить в слот монетку, на манекенов, сидящих внутри кадиллака, прольются «капли дождя».

Дождливое такси и Великая Эсфирь
«Дождливое такси » Сальвадора Дали

 

Дождливое такси и Великая Эсфирь
Дождливое такси и Великая Эсфирь

 

А недалеко расположился известный каталонский философ Франсиск Пужольс с телом из оливкового дерева.

Пужольс очень похож на друга семьи Пепито Питчота

 

Стены партера испещрены иероглифами, а в углублениях оконных проемов расположились символы современности: манекены, притворяющиеся жрецами из Древнего Египта, скелеты животных, фонари и даже флуоресцентные умывальники.

Манекены напоминающие  жрецов, а на самом деле это — любимая муза художника, Гала

 

Башня «Галатея» была пристроена к зданию театра позже и представляет собой галерею залов, в которых собраны поздние работы Дали, а также те его творения, которые стали собственностью музея уже после смерти художника. Здесь восприятием правит иллюзорность. В залах много стереоскопических и анаморфических работ, а также тех, в которых присутствуют приемы оптического монтажа.

Гости выставочного комплекса «Дали-драгоценности» могут увидеть произведения художника, созданные в период с 1941 года по 1970 год, а также несколько ювелирных изделий, изготовленных по эскизам Дали уже после его смерти.

В этой части музея можно увидеть 36 ювелирных изделий из коллекции Оуэма Читама и 27 изображений на бумаге. Среди них — «Апофеоз доллара», написанный маслом в 1965 году.

«Апофеоз доллара», 1965
«Апофеоз доллара»

 

Наследие Сальвадора: театр-музей сегодня

Вернувшись в Испанию, король эпатажа вспомнил о своей любви к родной Каталонии и не изменял ей уже до самой смерти. В 1982 году королем Испании ему был пожалован титул маркиза де Пуболь. Дали создал свой музей и умер в очень преклонном возрасте, 23 января 1989 года, оставив в истории след необычайной яркости.

 

Завещание художника было необычным: он пожелал быть похороненным в театре-музее. Его воля выполнена: среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904—1989. Не многие посетители музея знают, что за белой плитой, расположенной в центральной части выставочного зала, в склепе замуровано тело самого великого мистификатора 20-го столетия. Склеп расположен совсем недалеко от женского туалета, куда всегда выстраивается очередь. Любопытный к новостям Дали и после смерти всегда в курсе событий, ведь женщины так любят поговорить!!

Видео